Горьковский завод с середины 1955 года стал изготавливать ГАЗ-М-72 — оригинальную машину, которая объединяла полноприводное шасси, разработанное на основе армейского джипа ГАЗ-69, с комфортабельным, по тем временам, кузовом «Победы». Внешне машина отличалась значительно увеличенным клиренсом, грязевыми щитками на задних колёсных арках и вездеходными покрышками.
М-72 выпускали серийно до 1958 года, и всего было сделано 4677 штук. Его можно считать одним из первых в мире комфортабельных внедорожников, автомобили этого класса завоевали широкую популярность в наши дни. Также есть основания считать его первым безрамным внедорожником, так как М-72 сохранял несущий кузов М-20.
Стоит отметить, что «Победой» ГАЗ-М-72 никогда
не назывался.
Легковой автомобиль М-72
Легковой автомобиль М-72 предназначен для сообщения по дорогам сельской
местности.
Краткая техническая характеристика:
Число мест (включая водителя)......... 5
Вес автомобиля (сухой), кг...........1560
Колея, мм:
передних колес .............. 1355
задних колес ............... 1388
Наименьший просвет при полной нагрузке (под
картерами мостов), мм..........210
Контрольный расход топлива на ровном шоссе с полной нагрузкой при скорости 30—
40 км/час, л/100 км........... 14
Максимальная скорость, км/час......... 90
Емкость топливного бака, л........... 55
Двигатель.......М-72, четырехтактный, карбюраторный, мощностью 52 л. с. при 3600
об/мин
Сцепление . . . . . Однодисковое, сухое
Коробка передач . . . Механическая, трехступенчатая
Раздаточная коробка . . Имеет две передачи и механизм включения переднего
ведущего моста
Карданная передача . Открытого типа
Главная передача переднего и заднего мостов . Коническая, с передаточным числом
5,125
Подвеска ....... На четырех продольных полуэллиптических рессорах с четырьмя
гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия
Колеса и шины . . . Колеса-дисковые. Шины низкого давления размером 6,50—16
Рулевой механизм . • . Глобоидальный червяк с двойным роликом
Тормоза.......Ножной—колодочный, действующий на
все колеса; привод гидравлический. Ручной—на раздаточной коробке, барабанного
типа; привод механический
Электрооборудование . 12 в, генератор 18 а, аккумуляторная батарея емкостью 54
а-ч, свечи зажигания с резьбой 18 мм
Кузов ........Закрытый, несущий, цельнометаллический, четырехдверный
Отопление и вентиляция ..........Отепление водяное от системы охлаждения
двигателя. Вентиляция—через люк под ветровым окном