Модели автомобилей

На сайте представлены модели автомобилей  Горьковского автомобильного завода.

Описание модели, история, фото, технические данные, чертежи.

Микроавтобусы

Аренда микроавтобусов в Москве - экскурсии по городу


Грузовые автомобили
Легковые автомобили
Кратко
Основные модели ГАЗ

Немного истории.

Горьковский автомобильный завод («ГАЗ») — крупный российский производитель легковых, и лёгких грузовых автомобилей, и микроавтобусов. Завод был основан в 1932 году, находится в Нижнем Новгороде. Входил в состав ОАО «ГАЗ», но в 2005 году в ходе реструктуризации сборочные производства легковых и грузовых автомобилей выделены в отдельное дочернее общество — ООО «Автомобильный завод „ГАЗ“».

 

Решение правительства, принятое в марте 1929 года, поставило развитие отечественной автомобильной промышленности на прочные плановые рельсы.

31 мая 1929 г. ВСНХ СССР и американская фирма «Ford Motor Company» заключили соглашение о технической помощи по организации и налаживании массового производства легковых и грузовых автомобилей. Основой производственной программы были выбраны модели Ford-А и Ford-АА.

Уже летом 1929 года недалеко от Нижнего Новгорода, у деревни Монастырки, утопающей в зелени садов, появились геодезисты, а чуть позже пришли и первые группы строителей. На огромном заброшенном пустыре весело зазвенели пилы, застучали топоры, гулкие взрывы опрокинули тишину городской окраины.

К началу 1930 года на строительной площадке работало уже более пяти тысяч человек.

2 мая 1930 года с песнями и музыкой к бывшей Монастырке двинулись колонны строителей и гостей. После митинга под будущий фундамент кузнечного корпуса был замурован акт, в котором говорилось, что, осуществляя великие заветы вождя и учителя В. И. Ленина об обеспечении экономической независимости страны строящегося социализма от капиталистического мира, в присутствии строителей завода и делегаций Нижегородского края, Москвы, Балахны, второго мая 1930 года здесь заложили первый камень будущего автогиганта.

Строительная площадка растянулась на несколько километров вдоль берега Оки.

И к 1 ноября 1931 года, за семнадцать месяцев, основные строительные работы были завершены. На левом берегу Оки засверкали стекла огромных корпусов нового советского предприятия.

Но предстояло еще окончить монтаж оборудования, проверить и наладить его.  1 января 1932 года состоялся торжественный пуск Горьковского гиганта.

29 января 1932 года заводская сирена возвестила о рождении первого грузовика. А в декабре из заводских ворот торжественно выехали и первые легковые автомобили ГАЗ-А. Несмотря на то, что первые автомобили завода изготавливались по чертежам американской фирмы «Ford», они уже изначально несколько отличались от американских прототипов: на ГАЗовских моделях были усилены картеры сцепления и рулевые механизмы.

Через год с главного конвейера ежедневно сходило 200 автомобилей. Во второй пятилетке завод выпустил более 350 тысяч машин, а в 1938 году довел их выпуск до 140 тысяч в год.

В первые же дни войны Государственный Комитет Обороны обязал горьковских автозаводцев перестроить производство: не прекращая выпуска грузовиков, дать фронту боевые машины, некоторые виды вооружения и боеприпасов.

В годы Великой Отечественной войны предприятие было целиком переориентировано на выпуск военной техники. В начальный период войны в кратчайшие сроки был освоен выпуск джипов ГАЗ-64 и лёгких танков Т-60. Весной 1942 года на производство встал лёгкий бронеавтомобиль БА-64 на базе джипа ГАЗ-64. В 1943 году были освоены модернизированный (с уширенной колеёй) бронеавтомобиль БА-64Б и унифицированный с ним по шасси джип ГАЗ-67, а также лёгкий танк Т-80. В начале 1944 года было начато производство лёгкого танка Т-80, но затем его свернули в пользу выпуска самоходных установок СУ-76 и позже СУ-76М, необходимых для противотанковой артиллерии. Был освоен модернизированный джип ГАЗ-67Б, выпускавшийся и в послевоенное время. Кроме того, ГАЗ массово выпускал двигатели, миномёты и прочую продукцию военного назначения.

Тремя правительственными наградами отмечен трудовой подвиг славного коллектива в годы Великой Отечественной войны. На знамени завода — ордена Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени.

Советская Армия еще продолжала ожесточенные бои с врагом, а горьковчане уже конструировали и изготовляли опытные образцы будущих послевоенных автомобилей. Созданный в конце 1944 года грузовик ГАЗ-51 должен был заменить выпускавшуюся до этого полуторку. Одновременно готовилось производство грузовика повышенной проходимости ГАЗ-63, а на смену «эмке» шла «Победа». Выпуск этих новых автомобилей начался в 1946 году.

По окончании Великой Отечественной войны на заводе была проведена работа по замене всего довоенного модельного ряда, разработка которого была начата частично до войны и активно возобновилась в 1943—1945 гг. Уже в первом послевоенном 1946 году в серию пошли знаменитый седан «Победа» ГАЗ-М20 (прототип в 1944 году) и 2,5-тонный грузовик ГАЗ-51 (прототип в 1943 году). В 1947-м производство полуторки ГАЗ-ММ было передано на УльЗиС. Тогда же освоен выпуск гусеничного снегоболотохода ГАЗ-47. В 1948 году освоен полноприводный грузовик ГАЗ-63, а в 49-м создан прототип джипа ГАЗ-69 «Труженник». В 1950-м с конвейера начал сходить представительский седан большого класса ГАЗ-12 «ЗИМ», началось серийное производство бронетранспортёра БТР-40 (ГАЗ-40). В 1953-54 годах было освоено производство джипов ГАЗ-69 и ГАЗ-69А (в 1955-56 годах переданных на Ульяновский автомобильный завод (УАЗ)), а также первого комфортабельного внедорожника с несущим кузовом ГАЗ-М72 на агрегатах ГАЗ-69. В 1956 году на смену «Победе» пришёл седан среднего класса «Волга» ГАЗ-21, претерпевший на пути к массовому производству ряд модернизаций. В 1959-м «ЗИМ» сменила элегантная «Чайка» ГАЗ-13, продержавшаяся в производстве свыше двух десятилетий. Работам коллектива конструкторов и дизайнеров завода ГАЗ, таким как ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка» и грузовик ГАЗ-52 на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году была присуждена высшая награда — Гран-При.

Большой творческой удачей коллектива ГАЗ явилось создание «Победы», одной из лучших легковых машин тех лет. В ее конструкции было много оригинального, и прежде всего «бескрылый» обтекаемой формы кузов, первый в практике мирового массового автомобилестроения, независимая подвеска. По прочности, надежности и экономичности «Победа» находилась на уровне лучших мировых образцов своего времени.

Вместе с массовым выпуском «Победы» завод в 1950 году освоил производство легкового автомобиля более высокого класса — ГАЗ-12.

В конце 1956 года горьковчане перешли на новую модель комфортабельного легкового автомобиля «Волга». Вслед за ней в программе завода появились и другие современные машины — грузовик ГАЗ-52, лимузин высшего класса «Чайка» (ГАЗ 13).

Значительным событием в истории предприятия явился переход на выпуск в1963—1965 годах грузового двухтонного автомобиля высокой проходимости ГАЗ-66 и четырехтонного грузовика ГАЗ-53А— основного массового грузового автомобиля текущей пятилетки. Совершенство конструкции и высокие эксплуатационные данные ГАЗ-66 принесли заводу золотую медаль на международной выставке сельскохозяйственных машин в Москве.

В 60-е завершилось обновление линейки грузовых автомобилей. Вставшие на конвейер ГАЗ-52 (1961 год), ГАЗ-53 (1961 год) и ГАЗ-66 (1964 год) образовали третье поколение грузовых автомобилей ГАЗ. На ГАЗ-53 и ГАЗ-66 начали устанавливать новые силовые агрегаты с мощным карбюраторным двигателем V8. Полноприводный грузовик двойного назначения ГАЗ-66 был первым среди автомобилей СССР удостоен Государственного знака качества. С начала 60-х на смену знаменитой «21-й» «Волге» велась разработка легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга», опытно-промышленная партия которого была готова в 1968 году, а с 1970 года началось массовое производство. Автомобиль был отмечен наградами: золотыми медалями на Международных выставках в 1969 году в Пловдиве (Болгария) и в 1970 году в Лейпциге (ГДР). Производство ветерана ГАЗ-21 было свёрнуто в июле 70-го, а в апреле 1975 года, с производства был снят другой ветеран ГАЗ-51А. Последний сошедший с конвейера легендарный грузовик, отправился в Музей истории ГАЗ. В 1977 году, начался выпуск ГАЗ-14 «Чайка» — представителя третьего поколения легковых автомобилей большого класса. Этот автомобиль славился высоким техническим уровнем и комфортом.

В 1970 году будет поставлен на массовое производство новый легковой автомобиль «Волга» ГАЗ-24 с четырехцилиндровым мотором. В следующей пятилетке на его базе начнется выпуск такси ГАЗ-24-01 и «универсала» ГАЗ-24-02. Одновременно ведутся работы над новым, еще более совершенным двигателем «Волги» и оригинальным (разработанным совместно с НАМИ) дизелем. Творческий коллектив ГАЗа остается верным своей главной традиции — созданию долговечных машин.

В 80-е годы, руководствуясь правительственной программой дизелизации, ГАЗ начинает работу над грузовиком четвёртого поколения и дизельным двигателем для него. В 1984 году был собран первый грузовой автомобиль ГАЗ-4301 с дизельным двигателем воздушного охлаждения, полностью самостоятельно разработанным специалистами автозавода.

Появившаяся в 1981 году «новая Волга» ГАЗ-3102 с двигателем с форкамерно-факельным зажиганием и передними дисковыми тормозами, не стала принципиальной новинкой, а лишь глубоким рестайлингом «24-ки». К тому же объёмы её производства были ограничены несколькими тысячами в год. В результате престижная «31-я» модель «Волги» заняла нишу между обычной «Волгой» и «Чайкой» и, как и последняя, предназначалась исключительно для обслуживания руководства важных государственных учреждений.

Только в конце 80-х началась разработка принципиально нового семейства легковых автомобилей с передним и полным приводом. Первым началось проектирование представительского седана ГАЗ-3105, который впоследствии выпускался ограниченной серией. Предназначенные для массового производства седаны ГАЗ-3103 (передний привод) и 3104 (полный привод) из-за кризиса в 90-х так и не стали серийными. В 1989 году на волне перестройки на заводе начались инициативные работы по созданию малотоннажного грузовика полной массой до 3,5 тонн. Благодаря системе конструирования САПР и ускоренной процедуре испытаний будущее семейство «Газель» встало на конвейер в рекордно короткие сроки — ещё в первой половине 90-х.

Основные даты

Март 1929 г. Центральный Комитет партии и Советское правительство приняли решение о строительстве в районе Нижнего Новгорода автомобильного завода мощностью 100 тысяч машин в год.

Август 1929 г. На строительной площадке начались подготовительные работы.

Май 1930 г. Закладка автозавода.

Ноябрь 1931 г. Начат монтаж оборудования.

29 января 1932 г. Первый грузовик ГАЗ-АА сошел с конвейера.

Декабрь 1932 г. Освоено производство легковых машин ГАЗ-А.

Март 1936 г. Освоено производство легковых машин ГАЗ-М-1.

1940 г. С заводского конвейера сошли первые машины ГАЗ-11-73. «эмки» с шестицилиндровыми двигателями.

Декабрь 1941 г. За образцовое выполнение заданий правительства по выпуску оборонной продукции завод награжден орденом Ленина.

1943 г. Для нужд фронта создан штабной автомобиль ГАЗ-67Б. неприхотливая и выносливая машина.

1946 г. Начат выпуск первых послевоенных моделей — грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-63 и легковых машин «Победа».

1950 г. Освоено производство легковых комфортабельных автомобилей ГАЗ-12.

1952 г. На смену модели ГАЗ-67Б пришел более совершенный легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69. В 1955 году его изготовление было передано на Ульяновский автозавод.

1955 г. Начата постройка «Побед» с обеими ведущими осями — модели ГАЗ-М72.

1956 г. Освоен выпуск легковых автомобилей ГАЗ-21 «Волга».

1957 г. На «Волге» взамен нижнеклапанного 65-сильного мотора завод стал устанавливать новый верхнеклапанный двигатель мощностью 70 л. с. В это же время отдельные партии автомобилей «Волга» начали оборудовать автоматической трансмиссией.

1959 г. Завод приступил к производству комфортабельных легковых автомобилей «Чайка».

1962 г. Налажен выпуск двух модификаций «Волги» — с кузовами «универсал» (ГАЗ-22) и санитарным (ГАЗ-22Б). В этом же году мощность двигателя поднята с 70 до 75 л. с. изменена облицовка радиатора, применены телескопические амортизаторы.

1964 г. Освоена новая модель грузовика высокой проходимости — ГАЗ-66.

1965 г. Налажен выпуск четырехтонного ГАЗ-53А — основного массового грузовика текущей пятилетки. Модернизирован базовый легковой автомобиль "Волга", который получил индекс ГАЗ-21Р.

1966 г. С конвейера сошел первый 2.5-тонный грузовик ГАЗ-52А.

1968 г. Изготовлена первая партия легковых машин «Волга» ГАЗ 24

 

  Литература:
"Автомобили ГАЗ. Общие данные"
Горьковский автомобильный завод;
"Автомобили-солдаты"
Л.Д.Гоголев;

Автомобили ГАЗ

Hosted by uCoz