Главная Легковые автомобили |
Автомобиль скорой помощи ГАЗ-12Б |
ГАЗ-12 «ЗиМ» |
Этот автомобиль большого класса был создан в первые послевоенные годы под руководством Андрея Александровича Липгарта, главного конструктора завода им. Молотова. Машина, получившая заводской индекс ГАЗ-12, имела вполне определенный статус: это был автомобиль для второго эшелона руководства страны. Иначе говоря, в «табели о рангах» он стоял на ступень ниже лимузина ЗИС-110. Иерархия становится еще более очевидной, если сопоставить имена, присвоенные московскому (им. Сталина) и горьковскому (им. Молотова) автозаводам. Между тем горьковский ЗИМ оказался куда более совершенной машиной, чем ЗИС. Он стал первым в мире длиннобазным седаном с несущим кузовом. В салоне было три ряда сидений. При колесной базе 3,2 м у автомобиля не было рамы! Это позволило сэкономить 700 кг веса и обойтись шестицилиндровым двигателем, форсированным до 90 л. с. Собственно, другого подобного мотора в распоряжении Липгарта и не было, поэтому он и пошел на радикальные меры по снижению массы машины, иначе рамный автомобиль был бы очень медленным. Впервые в СССР на ЗИМе была использована гидромуфта, обеспечившая исключительную плавность хода при трогании и переключение передач без выжима педали, а также задний мост с бесшумной гипоидной передачей. По всем динамическим параметрам менее мощный ЗИМ с куда более скромным и экономичным мотором не уступал московскому исполину ЗИС-110. Важно отметить, что конструкция ГАЗ-12 предполагала унификацию с уже выпускаемыми моделями. Так, двигатель был форсированной версией мотора ГАЗ-51 с той лишь разницей, что для увеличения мощности была повышена степень сжатия, применена алюминиевая головка блока цилиндров, оптимизирована система питания и впуска. Трехступенчатая коробка передач с переключением на рулевой колонке была точь-в-точь как на модернизированной к 1949 году «Победе».
Стилистически ЗИМ был куда более современным, чем его столичный «конкурент» ЗИС-110. Главным «скульптором» машины, как тогда называли дизайнеров, был Лев Михайлович Еремеев. Он очень точно уловил тенденции автомобильной моды, законодателем которой был Детройт, столица американского автомобилестроения, и применил их с учетом реальных возможностей горьковского завода. В будущем этот талантливый мастер создаст «Волгу» ГАЗ-21 и ЗИЛ-111. Впервые автомобиль был показан в Горьком на праздничной демонстрации 7 ноября 1949 года. Спустя три месяца ЗИМ оценивали в Кремле члены Политбюро ЦК КПСС. За создание машины Липгарт был удостоен своей пятой Сталинской премии. Осенью 1950 года автомобиль пошел в серию и очень скоро стал героем разоблачительных фельетонов: многие аппаратчики всеми правдами и неправдами стремились пересесть из «Победы» в машину классом выше. Кончилось это в 1958 году, когда Никита Хрущев урезал штаты гаражей, чиновников пересадил на такси и высвободил огромное количество ЗИМов. Часть этих машин стала поступать в таксопарки крупных городов в дополнение к уже существовавшей модификации ГАЗ-12А, часть пришла на подмогу «официальной» скорой ГАЗ-12Б. Переоборудование седана в карету скорой помощи проводилось силами авторемонтных предприятий, благо ничего сложного в этом не было. ЗИМ стал единственной в СССР моделью большого класса, поступавшей в свободную продажу. Правда, стоил он 40 тыс. руб. — сумма по тем временам астрономическая («Победа» стоила 16 тыс. руб.). Всего с 1950 по 1960 год было выпущено более 21 тысячи автомобилей ГАЗ-12. С 1951 года на базе ЗИМа начали выпускать карету скорой помощи ГАЗ-12Б. Санитарный отсек с носилками и двумя откидными сиденьями для медперсонала был отгорожен от водительского стеклянной перегородкой, установленной как раз над силовой поперечиной салона. Носилки загружались через проем багажника: специальной двери делать не пришлось, так что по внешним кузовным элементам санитарный ЗИМ не отличался от обычного. ГАЗ-12Б имел опознавательный фонарь с красным крестом на крыше и фару-искатель на левом переднем крыле. Машины окрашивались, как правило, в светло-бежевый или белый цвет. Двигатель, трансмиссия, шасси и ходовая часть были такими же, как у базового ЗИМа, поэтому скорые были не быстрее седанов и гораздо менее расторопными, чем «Волги». ГАЗ-12Б выпускался до 1960 года, тогда как базовую модель сняли с производства в 1959-м.
|
"Автомобиль на службе" №1 |